Информация для родителей по речевому развитию детей

В преддверии «почемучек»

(Третий год жизни)

Вы с удивлением замечаете, что ваш ребенок, которому пошел третий год, пытается рисовать карандашом. Этот нехитрый предмет раньше попадал в детские руки больше в роли палочки (разумеется, под вашим зорким оком – ведь им можно пораниться). А тут – рисуем.

Так ведь третий год – не просто очередное празднование дня рождения. Это очень важный год. Это год завершения раннего детства, детства ясельного. В жизни вашего малыша начинается новый период, говоря педагогическими терминами, младший дошкольный возраст.

Теперь вам нужно еще больше общаться со своим ребенком, потому что ему хочется узнать очень – очень много. Самое главное в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и сам научился их употреблять, поэтому вы сами постарайтесь употреблять слова правильно, не коверкайте их и не сюсюкайте с ребенком. Лепетные слова и слова – звукоподражания остаются в прошлом. Долой «аву» вместо «собаки», «бух» вместо «упал», «ням» вместо «есть». Малышу и самому становится тесно в рамках своего старого словаря.

Начинается время вопросов, ответы на которые содержат очень много информации, а значит много новых слов. Так что спокойно, без тоскливой гримасы и вздохов, приготовьтесь к «что это?», «почему?», «куда?» и «где?». Малыш уже понимает, что такое «далеко» и «близко», «много» и «мало». Помнит не только то, что было вчера, но и то, что произошло полгода назад.

Помогают ли игрушки развитию ребенка? Конечно. Сколько новых названий можно объяснить ребенку, сколько новых знаний, причем в легко усваиваемом виде, можно дать, например, играя посудой. А «юный парикмахер» а «маленькая хозяйка». Старайтесь оттачивать разные стороны речи ребенка. Конечно, в словаре малыша все еще преобладают слова – названия (существительные), но глаголам в активной речи просто необходимо быть. Хотите получить уменьшительно – ласкательные словечки, закрепите понятия «большой – маленький», а заодно снабдите малыша знаниями о зверях и их детенышах. В этом вам помогут детские иллюстрированные книги. Если ребенок хочет полистать книгу, не препятствуйте, более того, он может и подержать ее в руках.

Очень хорошо, если ребенок , слушая, как вы читаете, вставляете знакомые слова, заканчивает предложение. Для этого давайте ему время приготовиться, делая небольшие паузы и показывая, что вы ждете его дополнения. Не поленитесь повторить за ребенком удачно сказанные слова и не забывайте похвалить труженика. Помните, что задание, которое нам может казаться очень легким, для маленького человека – сложная задача, и ее решение требует многих сил и времени.

После двух лет можно использовать в домашней практике такое мощное средство, как загадки. Начните с простых загадок, отгадка на которые прячется, но не очень далеко, в самой загадке. («Кто нам молока дает и мычит: му-у-у?», « В дупле живет, да орешки грызет».

У вашего малыша недостаточно четкое произношение звуков: звук – р – он заменяет на «л» или «и»; - ш – на «с», мягкие звуки преобладают над твердыми, вместо трудного слова – конфета получается «касета». Не сокрушайтесь по поводу дефектов звуко – и слово произношения. Всему свое время. К трем – четырем годам большинство этих недостатков исчезнет. Еще один момент, требующий внимания. Вы уже убедились, что на третьем году жизни развитие речи ребенка идет очень быстро. Словарь вырастает порой в 5 раз, идет бурный переход к фазовой речи. И вот в такое время у малыша могут появиться повторы звуков, слогов, слов. Родители очень часто впадают в панику, считая, что у ребенка заикание. Но это не заикание. Это, хочу еще раз подчеркнуть, повторы. Они могут продолжаться месяц, два, полтора, а потом исчезают. Главное, не формируйте на повторах свое внимание и внимание ребенка. Ни в коем случае не просите замедлять речь, молчать. Очень часто подобные повторам явления возникают, если ребенка не дослушивают, одергивают, торопят.

Какой бы не была речь малыша, внимательно выслушайте его до конца без раздражения и недовольства. Помните: ребенок должен быть уверен в вас и в вашей любви всегда. Это ваш любимый малыш и вы любите его таким, какой он есть.

И так, к трем годам ваш малыш:

- часто задает вопросы,

- пользуется двух-, трех словными предложениями,

- говоря, высказывает свои впечатления, мысли,

- договаривает звуки, слоги, слова при чтении,

- имеет словарный запас 1000-1500 слов,

- понимает значение простых предлогов (за дверью, под столом, у кровати, над домом и т.д.),

- использует форму множественного числа (книга-книги, стол-столы),

- знает время суток,

- называет два цвета.

Логопед: Витько М.И.

Источник информации:

Анна Герасимова «Уникальное руководство по развитию речи». М. 2004г.