Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Как общаться с ребенком?

Играйте с детьми в разные виды игр.

Сюжетные игры имеют большое значение для психического развития ребенка. Как средство познания окружающего мира, сюжетная игра способствует развитию образного мышления и воображения. Действуя в игре в условных обстоятельствах, как мама, папа, бабушка или дедушка, малыш имеет возможность почувствовать себя свободным и всесильным, как взрослые. Для того чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в нее ребенка, организуя совместные игры. Попросите малыша помочь покормить куклу, мишку, зайца, распределяя с ним игровые действия: «Давай покормим куклу. Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем».

Организуя игровое общение, соблюдайте важное правило: не превращайте игру в занятие, избегайте поучающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ребенка ненавязчиво, поощряйте его игровую инициативу.

Эмоциональные и подвижные игры.

Такими играми богата народная педагогика. К ним относятся игры - забавы, потешки – «ладушки», «сорока - белобока», «коза рогатая» и другие. Богатые возможности для такого рода игр дают и произведения детских поэтов. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, фольклорные и авторские детские произведения обладают огромным развивающим потенциалом. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию речи, воображения, произвольности действий. Умения действовать синхронно с партнером.

Организуйте подвижные игры с предметами и без предметов: прятки, «догонялки», игры с мячами, кеглями и пр. Включайте игры в воображаемые ситуации. Например, играя в прятки, можно искать не только друг друга, но и спрятавшиеся игрушки; подбрасывая или катая, друг другу мяч, можно «одушевлять» его: «Мой веселый, звонкий мяч, ты, куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой! ».

Игры-драматизации.

Рассказывая ребенку сказку, не забывая разыграть перед ним ее сюжет. Например, при чтении «Курочки Рябы» покажите, как дед зовет на помощь бабку, как они бьют яичко, как плачут; рассказывая «Репку», изобразите, какая она выросла большая и как персонажи сказки тянули ее из земли. Побуждайте ребенка действовать вместе с героями произведения. Слушание с опорой на действие помогает малышу лучше понять речь взрослого, осознать смысл происходящего, пережить вместе с персонажами их чувства, выразить им сочувствие.

Игры-фантазии.

Организуйте игры, в которых ребенок сможет изображать предметы рукотворного мира, живой и неживой природы (изображайте вместе с ним снежинки, осенние листья, самолет, машинку и пр.). Читая детские стишки и рассказы, предлагайте изображать действия персонажей, имитировать их голоса. Например, сначала покажите сами, а потом попросите малыша показать, как «идет бычок, качается», как «наша Маша, громко плачет»; предложите изобразить, как петух машет крылышками, как облизывается кошка, как пищит птенчик, как лает собачка, как скачет лошадка, как крадется хитрая лиса и пр. Присоединяйтесь к действиям ребенка.

Настольные игры.

Даже с самыми маленькими детьми можно играть в простые настольные игры. Например в лото. Подберите лото с картинками, на которых изображены известные ребенку объекты: игрушки, бытовые предметы или домашние животные. Эта непростая для него игра требует сосредоточения и умения действовать по представлению, так что не ругайте малыша за непонятливость.

Составитель консультации: Педагог-психолог Фоменкова В.И.