Не сравнивайте детей!

адумайтесь, какие чувства вы испытываете, если вас с кем-то открыто сравнивают? Конечно, если сравнение говорит в пользу ваших положительных качеств - это приятно. А если наоборот? Скорее всего, вас переполняют смешанные чувства - досада, отвержение и даже гнев. Потому что далеко не каждого человека сравнение мотивирует на исправление отмеченного недостатка. И если взрослый человек с трудом принимает любое сравнение, сделанное не в его пользу, то, что говорить о ребенке, которого родители при каждом удобном случае с кем-то сравнивают.

Нередко родители произносят такие фразы: «Ты не так ловок, как твои сверстники. Ты решаешь задачи хуже остальных детей в классе. Он уже научился, а ты еще нет...» Что дают эти фразы ребенку? Увидев явные преимущества других детей, ребенок чувствует зависть, раздражение и тревогу. Конечно, в современном обществе, ориентированном на достижения и успех, трудно не поддаться родительской гонке - «мой ребенок самый лучший»!

И нас в детстве родители и педагоги учили стремиться к лучшему результату. Поэтому мы твердо убеждены в том, что сравнения и состязания друг с другом эффективны, если нам хочется, чтобы ребенок добился высот, правильно развивался и был успешным. Но задумайтесь: сравнение – это непосредственная оценка, постоянно оценивая ребенка, мы закладываем в него зависимость от мнения окружающих. В результате, ему становится сложно противостоять манипулированию других людей. Важно не перехваливать ребенка, иначе при каждой неудаче у него нарастает тревожность, перенапряжение и панический страх не справиться. Сравнения невыгодного характера («В твоем возрасте у меня уже...») сужают детей границами определенной модели поведения, формируют неуверенность, существенно снижают самооценку. Это провоцирует не только скверное настроение и нежелание чем-то заниматься из-за страха провала, но и психосоматические болезни.

Ребенок должен научиться адекватно видеть и принимать самого себя. Если вам сложно воздержаться от сравнений, то лучше сравнивайте ребенка с самим собой: «В прошлой четверти ты читал не так хорошо, а сейчас гораздо быстрее и лучше». Постепенно приучайте ребенка к навыкам самоанализа, учите его разбирать свои ошибки, находить причины успеха и неудачи. Дарите ему поддержку всегда и во всем.

Составитель консультации: Педагог-психолог Фоменкова В.И.