Загадывайте детям загадки!

«Загадывайте детям загадки!»

В последнее время замечаем резкое расхождение в сформированности когнитивной и эмоционально-волевой сферах. Появившаяся тенденция родителей заниматься умственным развитием детей с раннего возраста негативно влияет на развитие нервной системы малыша.

У малыша в 1,5 года не сформированы мыслительные операции, а его обучают педагогическим умениям. Любой садовод, дачник знает, что для выращивания хорошего урожая необходима соответствующая почва и удобрения. Почему обучая малыша, мы не учитывает его специфику развития?

Вопросу взаимодействия развития и обучения посвящены работы великого отечественного психолога Л.С. Выготского. Работы написаны в 20 годах прошлого века, но не потеряли актуальность и сегодня.

Развивать когнитивные возможности ребенка нужно с дома. Одним из средств развития умственных способностей являются загадки. Загадки учат детей отгадывать, узнавать по описанию животных, растения, транспорт, явления природы и т.д. У детей формируются умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать умозаключения. Все эти мыслительные операции необходимы в эффективном овладении учебной деятельностью.

Загадки делятся на 3 вида: с перечислением признаков, метафорические и построенные на основе отрицательного сравнения.

В общении с ребенком лучше использовать комбинированные загадки. В них зашифрованы основные признаки предмета, имеется отрицательное сравнение с точным названием признака. Например, «Четыре братца под одной крышей живут, одним поясом опоясаны» (стол), «Пять пальцев в одном домике живут» (варежка), «Братец мой за горой, не может встретиться со мной» (глаза), «В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи» (арбуз). Согласитесь, такие загадки может отгадать ребенок, хорошо знающий данные предметы. Значит, нужна большая просветительская работа родителей. Показывая предмет, отмечая его главные признаки, мы развиваем все познавательные процессы  (восприятие, внимание, память, мышление) у ребенка. Для успешного отгадывания загадок необходимо соблюдать следующие условия:

1. Наличие достаточных знаний о загаданном предмете, явлении.

2. Хорошее запоминание содержания загадки.

3. В загадке одновременно сравнивается не более двух признаков.

4. Четко объясняйте, что нужно сравнивать в загадке.

5. Дети знают вопросы, на которые нужно отвечать при сравнении загадок.

Задавая ребенку загадки, вы заметите развитие мышления, общего кругозора ребенка. Измените задание: предложите малышу самому придумать загадку для вас. Упражнения в игровой форме развивают воображение, речь и самостоятельность мышления ребенка.

Удачи!

Составитель консультации: Педагог-психолог Фоменкова В.И.