От слов к предложениям

Информация для родителей по речевому развитию детей

От слов к предложениям

(второй год жизни)

Итак, время идет, ваш малыш растет не по дням, а по часам. Ему уже пошел второй год. Вы не перестаете удивляться: все, ну буквально все понимает , а вот говорить… Все правильно. Понимание обращенной речи, то есть того, что говорят ребенку окружающие, на втором году заметно улучшается. Теперь вы можете быть уверены: ваш малыш понимает, как что называется, знает, как обозначаются разные действия.

Ваша задача сейчас состоит в том, чтобы сопровождать словами, по возможности, все действия, производимые в поле зрения ребенка, а также стимулировать детскую речь. Разговаривайте со своим ребенком не «сверху вниз», а на одном уровне, т.е. если ребенок на ковре, а вы хотите вступить с ним во взаимодействие, то тоже садитесь на ковер. Результат, который получается от «коверного» труда, всегда искупает неудобства. Именно в игре и на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста.

Итак, на втором году жизни словарный запас, или количество слов, которыми пользуется малыш, возрастает в три, а то и в четыре раза. Больше всего в речи ребенка конечно же существительных. Для расширения словаря можно использовать картинки. Никаких особенных приемов работы с картинкой нет. Вы показываете картинку (на первых порах только одну) и просите ребенка: «Ну – ка , Аня, посмотри, вот белочка. Покажи мне белочку». Если дело поначалу не ладится, возьмите ручку ребенка и покажите ею на белочку. Спрячьте картинку. Через некоторое время снова попросите: «Покажи мне белочку». Когда малыш справится, вы можете показать ему вторую картинку, а потом обе вместе. Картинки, на которых нарисованы предметы, называются предметными. С них и начинайте. Потом можно приготовить картинки, где знакомые предметы (или живые объекты) действуют. Благодаря этому ваш малыш начнет пользоваться глаголами.

С полутора лет, на радость родителям, ребенок начинает пользоваться предложениями. Они, правда, еще не большие, всего из двух слов: « Мама бум – бум. Катя топ – топ». Через три – четыре месяца число слов в предложении может вырасти до четырех.

Теперь можно активнее читать книжки. Полуторагодовалый ребенок уже пытается переворачивать страницы, и это здорово, особенно, если при этом он еще и рассматривает картинки. Читайте выразительно и не торопясь не больше пяти минут, ну, а дальше действуйте по обстоятельствам. Замечательно, если по ходу чтения ребенок будет договаривать последний звук, слог, слово. Это может быть лепетный вариант слов или звукоподражания : «Мяу!», «ай – ай», тук – тук».

Лучше всего речь развивается в деятельности, поэтому не забывайте и о практических умениях малыша. Стройте, собирайте, разбирайте, конструируйте все – все, каждое свое действие и действие малыша.

Для развития речи нужно использовать каждый удобный случай. Не является исключением и во время еды. Вы называете ребенку все, что он ест и чем ест. Произнесение слов : «Хочу», «Не хочу», «Еще», достигается далеко не сразу. Следует закреплять эти слова и в других ситуациях, связанных с нехваткой и добавлением чего – либо.

Процесс одевания и раздевания представляет широкое поле деятельности. Вы вводите новые слова, обозначающие не только предметы одежды, но и процедуру расстегивания, снимания, натягивания и т.д.

К двум годам гордостью родителей может стать умение ребенка говорить фразы. А вот что касается звуков, тут требования скромнее. Если гласные: А, О, И, У, как правило, произносятся четко, то вот: Ы, Э вполне могут быть заменены на И, Е. Но гораздо более сложную задачу представляют согласные звуки. Ведь для их произнесения требуются активные, четкие, согласованные движения губ, языка, нижней челюсти, а наш малыш к двум годам еще не полный хозяин этих умений. Большинство звуков, увы, звучат неверно: твердые смягчаются, сложные упрощаются и вы слышите: «Тям», «Сюп», а уж с «шубой» и «лодкой» творится вообще непонятно что. Не огорчайтесь, все идет нормально, но потренировать губы и язычок ребенка будет не лишним. Это совсем нетрудно: гудите, как паровоз, войте, как волк, перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. А уж дуть – то как интересно, и на кораблики из бумаги, и на ватку, и на шарик, и в дудочку. Не торопитесь убирать звучащие игрушки. Пусть малыш слушает звуки и угадывает, что звучит.

Желательно записывать детские достижения, ведь на ваших глазах происходит масса чудесных превращений и открытий, а вы не только свидетель, но (хочется надеяться) активный участник и верный друг.

Итак, к двум годам ваш ребенок:

- обладает запасом в 200 – 300 слов;

- пользуется предложениями из 2 – 3 слов;

- прислушивается к словам и понимает их значение;

- любит, когда ему читают и показывают картинки;

- называет предметы, изображенные на картинках;

- хорошо знает свое имя, произносит его, как может;

- выражает просьбу и словами и жестами.

Основной источник информации: А.Герасимова «Уникальное руководство по развитию речи».

Учитель-логопед: Витько М.И.